Digs - Персональная территория

Авторский проект Артема Глазкова
? 
        Версия для печати (цвет)  

Использование материалов
Заметка #30
21 июня 2008

Слова и образы


"Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь."
Ф. И. Тютчев (SILENTIUM!)

    Петр Успенский в своей книге "Ключ к загадкам мира" пытался выяснить, что представляет собой четырехмерный мир и как окружающее воспринимает четырехмерный человек. При этом он отталкивался от разницы между двумерными существами (по его мнению, это животные) и трехмерными (это мы). По аналогии интерполируя, он выяснял, какими свойствами и каким восприятием должен обладать четырехмерный человек.
    В процессе своих изысканий он пришел к выводу, что разномерные существа живут совместно, что пространство одно, и то, что мы понимаем под мерностью это не мерность пространства, а наша способность это пространство воспринимать.
    Особенность, которая отличает нас от двумерных существ, состоит в наличии у нашего сознания функции, называемой "понятия". Понятия - это проведение аналогии между предметами и абстрагирование в сторону общих свойств. У двумерного существа нет понятий. Для него два дерева это два объекта, которые не имеют ничего общего. Они даже не могут соотнести стороны одного и того же, как одно целое. Это не значит, что они не умеют думать или просто не задумываются, а это свойство отсутствует в их аппарате сознания и даже подсознания.
    В детстве, когда нам все казалось незнакомым, мы подолгу разглядывали простейшие предметы, тем самым, запоминая, как они выглядят. При этом это был как бы сбор информации, который в определенный момент должен бы перейти из количества в качество.
    Сначала Егорке показывали кубики и называли предметы, которые на них нарисованы. Через какое-то время, просили его показать что-то, например, телевизор, и он показывал на соответствующий кубик. Потом я ходил с ним на руках и показывал предметы в комнате: это кровать, это комод, это телевизор. В последнем случае слово "телевизор" было тем же, что и при показе картинок на кубиках. Но прошло как минимум еще 2-3 месяца, пока ребенок, показав на телевизор в кубике, не стал поднимать голову и показывать на настоящий телевизор.
    Ребенок с самого начала не оперирует словами. Слово, это простейшее понятие о вещи или группе вещей. Ребенок не знает слов. Все что он видит, запоминается с помощью образов. Уже позже, приходя к понятиям, он начинает использовать слова, так как сложно, например, все разновидности деревьев, держать в голове как один образ (если это вообще возможно). Лично я не знаю, как это сделать. Но тут и начинается разница в восприятии.
    Понятие это не только функция ума (мыслительного процесса), но и, что более важно, функция подсознания. Когда мы запоминали одну и ту же фигуру в разных вариациях, это все запоминается в подсознании. В противоположность этому, ум склонен анализировать в словесной форме. Если же мы смотрим на знакомый по виду предмет, мы сразу говорим не задумываясь: это дерево, это куб.
    А теперь расскажу кое-что интересное. Ты никогда не видел в свой жизни куб. Не веришь? Объясняю. Все что ты видишь это максимум проекции трех плоскостей, которые лежат рядом друг с другом. Твое подсознание имеет большой опыт в плане разглядывания кубов (начиная с детских кубиков) и разглядывания вообще трехмерных предметов. Поэтому когда ты смотришь на три плоскости, твой мозг сам достраивает их до куба, подсовывая тебе последний, а не то, что реально видят твои глаза. Это и есть наша трехмерность. У животных такая функция отсутствует.
    Теперь про обусловленность. Мне в детстве показывали много предметов одного цвета и говорили "это зеленый". Тебе тоже показывали какие-то предметы и тоже говорили "Это зеленый". Но внутри мы можем воспринимать это по-разному. Когда тебе говорят «зеленый», у тебя сразу срабатывает на подсознательном уровне ассоциация. Я не передаю тебе знание о цвете, я не передаю тебе знание о том, что я вижу. Я просто заставляю твой мозг среагировать на мое слово, и ты в итоге все равно увидишь не то, о чем я тебе говорю, а то, что ты подразумеваешь под этим словом.
    Если один смотрит на закат и восхищается им, а другой стоит рядом и скучает, это не значит, что второй не романтик. Это может означать, что он воспринимает мир по-другому. Что его призма восприятия, через которую проходит информация извне и попадает в голову, отличается от призмы другого. Нет смысла уличать человека в том, что он не видит того прекрасного, что видим мы. Просто мы разные и воспринимаем все по-разному.

    Интересный эффект возникает, когда слово произносишь вслух. Оно начинает терять ту окраску и ту полноту смысла, которая есть в слове, пока оно не произнесено, пока оно только в голове. Есть подозрение, что нам только кажется, что в голове мы оперируем словами. На самом деле мышление идет в связке «образы плюс слова». А так как мы не можем передавать образы, то при произнесении мысли образная часть теряется и остается только словесная.
    С детства наблюдал за таким явлением. Если произносить слово много раз подряд, то замечаешь, что оно превращается в набор звуков, которые не несут смысловой нагрузки и сочетание которых начинает казаться странным, не знакомым.


© 2005-16, Powered By Digs (Написать письмо, vk)